(8112) 615 - 252- Магазин, О.Кошевого,33
(8112) 759 - 065- Отдел оптовых продаж
(8112) 615 - 515- Шиномонтаж
Эксперты ожидают быстрого развития мировой шинной индустрии
По мнению аналитиков из Euler Hermes, в ближайшие годы мировая шинная отрасль будет развиваться хорошими темпами благодаря целому ряду факторов
Общий объем мирового рынка сейчас равняется порядка 1,2 миллиарда шин, и Euler Hermes прогнозирует, что эта отрасль будет стабильно развиваться в ближайшие три года. По прогнозам экспертов, продажи шинных компаний вырастут на 4% в натуральном и на 8% в денежном выражении.
Всего в мире существует порядка 1 500 шинных производителей, и 1 400 из них базируются в Китае. Все компании можно условно поделить на три группы. В первую входят «лидеры», чья общая доля мирового рынка составляет порядка 40%. Главным игроком рынка является японская корпорация Bridgestone, контролирующая более 15% глобального рынка. На втором месте находится французская Michelin с долей порядка 14%, а далее следует Goodyear с 10%.
Вторую группу составляют «претенденты на лидерство», и в нее входит семь шинных компаний, чья общая рыночная доля равняется 25%. Некоторые из них базируются в развивающихся странах и демонстрируют – особенно производители из Южной Кореи и Китая – очень высокие темпы роста. Наконец, третью группу в Euler Hermes назвали просто «остальные». Она состоит из бесчисленных маленьких компаний, большинство которых базируется в Азии. Среднесрочные перспективы для этих предприятий в действительно довольно тусклые, поскольку сейчас индустрия столкнулась с двумя основными проблемами – волатильность цен на сырье, а также изменения стоимости покрышек.
Десять ведущих шинных производителей мира в 2012 году
Шинная индустрия отличается крайне высокой чувствительностью к ситуации на сырьевом рынке, в первую очередь на натуральный и синтетический каучук, на которые тратится две трети от всех средств, выделяемых на закупки сырья.
Распределение расходов на покупку сырья
Цены на каучук могут существенно колебаться и даже удваиваться в течение одного года. Кроме этого, цены на натуральный и синтетический каучук настолько связаны друг с другом, что простая замена не является выходом из ситуации. На самом деле оба материала в зависимости от технологий и необходимой износоустойчивости шин требуются в различных количествах и пропорциях – натуральный каучук обеспечивает отличную износостойкость покрышек, что особенно важно для производителей специализированных шин (шины для тяжелой строительной техники и т.д.), таких как Michelin. Компания Goodyear, специализирующаяся в первую очередь на легковых шинах использует смесь из 60% синтетического и 40% натурального каучука. В период с 2009 по 2011 год расходы производителей на покупку сырья выросли с 23 до почти 34%.
Колебания цен на каучук
Три лидера рынка хорошо подготовлены к колебаниям цен на сырье благодаря своей сильной ценообразовательной способности. Они могут «перемещать» выросшие расходы в производство высокотехнологичных шин с высокой добавленной стоимостью, вследствие чего разницу в затратах компенсируют конечные пользователи. Такая возможность недоступна для многочисленных маленьких компаний. В этом плане большое значение имеет тенденция к увеличению шин высокого ценового сегмента диаметром от 16 дюймов. По прогнозам экспертов, рыночная доля этих покрышек вырастет с 20% в 2010-м до более 30% в 2020 году. Эта тенденция обусловлена двумя основными факторами. Во-первых, увеличивается количество автомобильных систем безопасности, таких как ABS, ESC и трэкшн-контроль. Они очень широко распространены в Европе, а теперь становятся все более частым явлением и в других регионах. Во-вторых, растет популярность премиальных автомобилей класса SUV, что также влияет на шинный рынок.
Рыночная доля шин диаметром от 16 дюймов
Сейчас главным драйвером роста глобального шинного рынка является быстрое развитие стран Азии, и в ближайшие годы эта ситуация сохранится.
Объемы производства автомобилей (легковых и грузовых) в 2007-2012 годах
Кроме этого, снижение цен на сырье и масштабные меры по реструктуризации, ставшие результатом кризиса 2008-2009 годов, когда производители были вынуждены адаптировать свое производство к замедлению темпов развития автомобильного сектора, а также увеличение доли шин высшего ценового сегмента (от 17 дюймов) позволяют лидерам отрасли существенно улучшать свою прибыльность. Наконец, все более жесткие требования – особенно в Европе – к характеристикам покрышек, таким как сопротивление качению и эффективность торможения на мокрой поверхности, выгодны премиум-производителям и создают новые проблемы для некоторых компаний меньшего размера, в первую очередь китайским.
Операционная рентабельность ведущих шинных производителей
Если большинство производителей автокомплектующих получает в сегменте первичной комплектации порядка 90% своей выручки, в случае с шинными компаниями на долю OE приходится только 25% от общих продаж. Следовательно, стратегия развития производителей шин и других комплектующих будет фундаментально отличаться – шинным компаниям необходимо продавать свою продукцию конечным пользователям (при помощи рекламных кампаний, участвуя в престижных чемпионатах по автоспорту и т.д.), а также создавать эффективную сеть дистрибьюторов и увеличивать продажи зимних шин. Только так они смогут обеспечить себе необходимые продажи и прибыльность.
Продажи производителей шин и других автокомплектующих по сегментам рынка
Учитывая важность вторичного рынка, глобальные игроки владеют своим собственными широкими дистрибьюционными сетями. К примеру, Bridgestone принадлежит европейская торговая компания First Stop, владеющая 300 центрами во Франции и порядка 2 000 во всей Европе. Рыночная доля First Stop во Франции оценивается в 5% (по количеству проданных шин в единицах продукции).
Важность специализированных торговых сетей по количеству центров во Франции (общая доля – порядка 70% вторичного рынка)
Michelin владеет сетью Euromaster, которая включает в себя 300 центров во Франции (рыночная доля – порядка 10%) и почти 2 000 во всей Европе. В Северной Америке дистрибьюцией шин Michelin занимается TCI, в других регионах – TyrePlus. У компании Goodyear есть сеть Vulco, включающая в себя 5 000 центров в Европе и Африке (рыночная доля во Франции – почти 5%), а Continental также создала для себя собственную сеть в Европе, занимающую второе место после Euromaster. В последние годы Continental купила несколько торговых компаний, в том числе Profil Plus (доля французского рынка – 5%).
Важность специализированных торговых сетей по количеству центров в Европе
Интегрированные дистрибьюционные сети обладают намного более высокой рыночной властью, чем независимые дилеры. Цель таких комплексных сетей в объединении независимых сервисных центров (таких как point S, Siligom, Speedy или Feu Vert) с торговыми площадями. Кроме этого, продажи и прибыль можно увеличивать при помощи эксклюзивных контрактов с компаниями, использующими автопарки, в первую очередь грузовиков.